Люди на дорогах

Стенограмма городских разговоров «Люди на дорогах»

IMG_7210

Расул Абазбек уулу, модератор «Городских разговоров» поприветствовал участников, коротко рассказав о предыдущих дискуссиях и объявил тему «Люди на дорогах».

Кутманалы Абдрахман уулу, вице-мэр города Ош: Здравствуйте уважаемые участники сегодняшних «Городских разговоров». Как мы все знаем дороги – «артериальная вена» города. Перевозку жителей города Ош курируют Агентство Пассажирского Транспорта и Отдел муниципального транспорта.  Муниципальное управление обслуживает всего 26% городского населения. Самая большая проблема на дорогах – узость дорог, большое количество транспорта и пробки.  На данный момент мы работаем над проектом, в рамках которого предусмотрена закупка 44 муниципальных многоместных автобусов. Мэрия поднимает инициативу передвижения Автовокзала на новое место. Конечно это сопровождается сопротивлением руководства Автовокзала, так как на их территории ведется коммерческая деятельность.

Вопросы аудитории:

Жылдыз Бекбаева: Новый автовокзал будет государственным или частным предприятием?

Кутманалы Абдырахман уулу: У нас есть договоренности с Министерством транспорта по поводу нового автовокзала. Новый автовокзал будет при Министерстве транспорта и коммуникаций КР.

Памир: Вы сказали, что будут новые 44 автобуса, а что будет с теми, которые водят маршрутки?

Кутманалы Абдырахман уулу: У нас есть договоренность с водителями этих маршруток, что они освободят эти линии при прибытии этих автобусов. Они на этих условиях берут разрешения на перевозку пассажиров.

Жылдыз Бекбаева: Что вы можете сказать по поводу ремонта дорог?

Кутманалы Абдырахман уулу: Есть несколько проектов по ремонту нескольких городских улиц.  Также в этом году рассматриваются проекты по выездам из города через улицы Абдыкадырова, Шакирова, Привокзальная и объездной дороги через Озгур.

Один из участников: Я бы хотел высказаться по поводу чистоты в маршрутках и отсутствия парковок, что создает пробки на дорогах. Также хотел внести предложение, если убрать у дорог частные точки, может это решило бы проблему пробок?

Кутманалы Абдырахман уулу: АПТ было поручено рассмотреть этику водителей микроавтобусов; начиная от музыки заканчивая их формой. Я был в г.Новосибирске, у них было поставлено требование, не парковаться у дорог, у ГАИ есть свой эвакуатор, при нарушении забирают машины. Внутри рынка «Келечек», есть стоянка для 4000 автомобилей. Водители ленятся туда заезжать. У нас в городе есть всего 31 ДПС они не успевают, возможно мы купим им эвакуатор. Если мы хотим, чтобы в городе был порядок, мы должны согласовать единое требование и действовать в рамках этого требования.

Искандер Субанкулов: У меня предложение для водителей маршруток не курить водителям маршруток, а также по поводу моста на Юго-Востоке, который соединяет с.Озгур с с.Толойкон. Просьба рассмотреть восстановление дорог, соединяющую юго-восточную часть города с южной частью.

Кутманалы Абдырахман уулу: В рамках объездного проекта этот мост предусмотрен».

Вопрос от участника: На улице Калинина есть слухи, что будет расширение улиц Калинина и частные дома перестроят в многоэтажные дома, это правда?

Кутманалы Абдырахман уулу: «В практике был такой опыт на улице Монуева.  Сейчас ведутся обсуждение по этому вопросу, возможно в будущем так и будет».

Памир: Почему у нас в Оше нет велосипедных дорожек, я хочу передвигаться по городу на велосипеде.

Кутманалы Абдырахман уулу: Я был в Норвегии и Германии и там инфраструктура для велосипедистов очень развита. Конечно это очень удобно передвигаться на велосипеде. Это идеально отражается на здоровье человека, но к сожалению пока у нас нет условий для велодорожек.

Далее выступил спикер Султан Рахманов с презентацией на тему: «Этикет в общественном транспорте и на дороге»

Султан Рахманов: Здравствуйте уважаемые участники сегодняшних обсуждений. Раз уж мэрия предоставляет такие услуги то и от нас жителей должна быть отдача.  Не только винить местную власть, но и самим предпринимать решение проблем. Мы очень много времени проводим времени в транспорте. Я сам маркетолог, есть такая теория в маркетинге «эффект 101 обезьяны», если культуры мы воспримем как моду, если 40,50, 60,70,80,90, 100 человек будут культурными – то это превратится в моду. Если ты этичный – то это модно. Наш народ очень воспитанный, если мы будем через СМИ будем продвигать этикет, то это перейдет в моду.

Правила поведения в общественном транспорте, есть правила помощи в общественном транспорте: пожилые люди, дети и потом мужчины. Мы должны спрашивать у этих слоев нужна ли им помощь в транспорте. В транспорте существует различная атмосфера, чтобы не было мини- мини скандалов, желательно соблюдать следующие правила:

— не наступать людям на ноги

— не толкаться;

— не опираться на других пассажиров;

— не разглядывать людей в автобусе.

 

Учитывая наш менталитет желательно соблюдать эти требования. Когда я был в Бишкеке я уступил место женщине в маршрутке, чем задел ее, она мне сказала «Что я вам старушка что ли?».  Нужно предложить, когда мы уступаем место хотят ли они присесть.

Нельзя в общественном транспорте:

— толкаться, суетиться, запрыгивать на ходу;

— наступать людям на ноги;

— громко разговаривать, кричать;

— высовывать голову из окна.

Мы как горожане, должны быть образцом поведения для младшего поколения, гостей и приезжих.

Есть правила дорожного движения и есть этикет вождения, если мы будем соблюдать этикет, то даже во время пробок будет легче водить. Если мы введем правило этикета на дорогах, если попросили тебя уступить ты уступил, ты попросил тебе уступили. Если мы бы у нас были такие правила на дорогах, то приезжие водители начали бы соблюдать наш этикет. Без взаимовыручки водителей на забитых дорогах ездить очень трудно. Поэтому будьте взаимно вежливы.

На вопрос «Что делать с теми кто не собирается соблюдать этикет?» С. Рахманов предлагает «Понять и простить».

Далее предоставляется слово начальнику АПТ Курманбаеву Нурлану: Здравствуйте уважаемые участники Городских Разговоров. Я очень рад, что проходят обсуждения в таком формате, в рамках Урбан Форума. Мы были на Урбан Форуме в Бишкеке, были интересные презентации, разделенные по секторам, было обсуждение проблем г.Бишкек, были многочисленные спикеры из Азербайджана, России и других стран. Я увидел, что у молодежи г.Бишкек зашкаливают идеи и желание. В Бишкеке участники продвигали идеи по развитию инфраструктур для велодорожек. У нас тоже в г.Ош есть молодежь, у которой много идей. Предлагайте свои идеи по велодорожкам, по их расположению на карте. По сравнению с г.Бишкек наш г.Ош расположен на плоской поверхности и сделать велосипедные дорожки вполне возможно. Не только все возлагать на муниципалитет, если мы все вместе будем делать усилия для развития города, то будут сдвиги. Наш АПТ контролирует частные маршрутки, автобусы и троллейбусы. В городе Ош есть 1125 микроавтобусов, 17 троллейбусов. В настоящее время на дорогах г.Ош существуют следующие проблемы:

  • Пробки;
  • Узость дорог;
  • Большое количество легковых автомобилей;
  • Недостаточное количество троллейбусов и автобусов;
  • Открытие новых линий с дублирующим маршрутом;
  • Не соблюдение этики вождения;

 

По каждой проблеме можете предложить свои идеи. Причинами следующих проблем могут быть следующие;

  • Пробки;
  • Хаотичная парковка автомобилей и отсутствие контроля;
  • Увеличение возможностей горожан, создание частных условий;
  • Недостаточное финансирование;
  • Безразличие ведомств выдающие водительские удостоверения.

Я бы хотел внести свои предложения по решению проблем на дорогах;

  • Снижение количества маршруток и перевозка жителей г.Ош на автобусах;
  • Запуск второй троллейбусной линии;
  • Передвижение автовокзала №1 за пределы города и запрет междугородним маршрутам передвигаться внутри города;
  • Запрет грузовому транспорту передвигаться внутри города;
  • Передвижение «Дома счастья» из центра в другой район города;
  • Установка велодорожек;
  • Контроль на высадкой пассажиров исключительно на остановках;
  • Проведение разъяснительных работ среди жителей г.Ош об культуре вождения и поведения в транспорте
  • Завершение строительства моста.

Маршрутки в мировой практике не входят в список транспорта по перевозке пассажиров. Маршрутки у нас существуют из-за безысходности. Если наше государство будет развиваться приобретение 200-300 автобусов для г.Ош будет достаточным.  Мы передвинули многометровые лимузины в другую часть города, благодаря усилиям Мэрии там пробки уменьшились. Предлагаю вам прийти на Урбан Форум со своими предложениями, где хотели бы видеть велодорожки.  Мы не успеваем охватить все маршрутки по городу, есть телефоны доверия, которые указаны в маршрутках, просьба звоните если у вас есть предложения и комментарии. Строительство моста приносит очень большие неудобства нашему транспортному движению. Я надеюсь, что после строительства моста проблемы пробок разрешатся.

Жылдыз Бекбаева: Когда едешь сзади маршруток, маршрутки останавливают посередине дороги. Можете сказать, чтобы не останавливали на дорогах и не высаживали и не подбирали пассажиров посередине дороги. Я бы тоже передвигалась на велике если были бы велодорожки. Очень тяжело ученикам, не берут школьников на дорогах, их не считают за людей. Они как мышата ищут уголочек в маршрутках, где могут встать. Наши дети подвергаются дискриминации со стороны взрослых, то какими людьми они будут в будущем. Зимой дети мерзнут и полчаса ждут маршрутки, были случаи когда детей высаживают.

Нурлан Курманбаев: Я думаю, что ГАИ независимо от того, какой это транспорт должны штрафовать за нарушение ПДД. Мы ведем разъяснительные работы с водителями. В случае нарушения мы отстраняем их от работы на 5 — 10 и более дней. Мы это уже практикуем. Мы делаем все усилия. Например, начиная от кафе «Блондер» до Туберкулезного Диспансера есть только 1 остановка, мы ввели предложения по поводу новых остановок. По поводу школьников мы проделали большую разъяснительную работу совместно с Мэрией. Если не берут школьников, есть телефон доверия 2-87-51,2-28-14. Была акция «Айдоочу мени ала кет». Я видел интермедии, показанные самими школьниками по поводу ситуаций в маршрутках и на дорогах.

Модератор Расул Абазбек уулу делится историей, произошедшей в маршрутке «2 маршрутки ведут гонки с аналогичным номером. И тогда 1 пожилой человек, попросил остановить маршрутку и сказал всем пассажирам высадиться. Я думаю это тоже метод борьбы с неправильным поведением водителей маршруток на дорогах».

Султан Рахманов: Есть же служебные машины компаний Мегаком, О, Билайн, на их машинах написано в случае если были нарушены ПДД нашей компанией, то звоните по этому номеру. Может вести такую работу по борьбе с нарушением ПДД.

Вопрос от участников: Есть и старые и новые маршрутки. Какие работы вы ведете для стимуляции: лучший водитель или лучший микроавтобус. Было очень много проблем когда люди не понимали откуда и как въезжать и выезжать из улицы Монуева.

Нурлан Курманбаев: мы провели конкурс на лучшего водителя с общим призовым фондом 10 000 сомов.  Такие работы уже ведутся. Народ уже не только жалуется, но и благодарят нас за того или иного водителя с предложением поощрить и поблагодарить его. Мы это все фиксируем. Новые маршруты окрылись 136,137, 133 и т.д. Мы даем в СМИ информацию.

Жаныш Жусупбеков: Свадебные кортежи ездят по памятникам, распивают спиртные напитки и загрязняют территорию этих памятников. Можно ли запретить это делать? Можно открыть линию с Южного на Юго-Восток? У студентов нету лишних денег, чтобы делать пересадки.

Кутманалы Абдырахман уулу: Молодожены должны понимать, что памятники это место для чтения курана и почтения тех, которые изображены на памятниках, а не для танцов-плясок и распивания спиртных напиток.  Почему немцы такие пунктуальные, потому что там действует порядок, маршруты ездят согласно времени. У нас тоже должен быть порядок, который все должны соблюдать.

Нурлан Курманбаев: Долгое время поднимается вопрос по открытию линии с Южного микрорайона на Юго-Восток, но если эта линия не доходоприносящая, частных водителей маршруток не заставишь.

От участников были внесены следующие предложения;

  • Написать на остановках маршруты с описанием направлений;
  • Установить зебру или знак, предназначенный для школьников;
  • Разрешить проезжать маршруткам через площадь по улице Ленина? Установить переход по улице Набережная.

 

Сатинбаева Акмарал, спикер с презентацией на тему «Реально ли велодвижение в г.Ош»:

Уже полгода я передвигаюсь на велосипеде. Как я к этому пришла. Во-первых маршрутки очень рано останавливаются, живу в Геологородке, работа на Ошском районе. Очень много пробок на проспекте Масалиева. И для пропаганды ЗОЖ. Я этой идеей заразилась в Германии, там есть все условия для велодвижения, велодорожки, светофоры, во всех муниципальных и частных зданиях предусмотрены парковки для велосипедов. Передвигаясь на велосипеде, я заметила следующие проблемы (плохое состояние тротуаров, на велосипеде ездишь как на лошадке из-за дырок на тротуарах). Не предусмотрены условия для ЛОВЗ, частные предприятия облагораживают свою территорию, есть резкие спуски, приходится слезать с велосипеда и обратно. И я подумала, а если это человек на инвалидной коляске, то ему очень было бы тяжело передвигаться. Освещение слабое либо его вообще нет.

Самая большая проблема на дорогах это остановка маршруток на дорогах, во первых не проедешь и ждешь пока они не сдвинутся. Реакция окружающих на то что я передвигаюсь на велосипеде была следующей;

  • «Молодец! Правильно сделала!»
  • «Охо, девушка на велосипеде?!»
  • «Озу ушундай эле велосипедке отуш керек болуп калды!»
  • «Мне бы тоже надо купить велосипед».

Я заметила, что увеличилось количество людей, которые передвигаются на велосипеде. Я решила, что нужно начинать с себя, на своем примере, очень много знакомых, которые приобретают велосипед и присоединяются. В социальных сетях увеличивается количество желающих передвигаться на велосипеде. Хотим поднять инициативу проведения велотуров. Планируем провести 24 мая. Если есть желающие, то присоединяйтесь. Если ответить на вопросы «Реально ли передвигаться на велосипеде, то я скажу, что это реально. Прежде чем требовать от властей условия, надо создать потребность, если нас 50-100 тогда власти будут создавать условия. Предлагаю посмотреть ролик об условиях для велоспорта в Южной Корее.

Вопросы от участников:

  • Нет зебры на пересечении улиц Карасууйская и Масалиева на Ошском районе, каждый день там ДТП, есть школы, парк, возможно ли это как-то решать?

Кутманалы АБдрахман уулу: У нас есть проекты на партнерской основе. Возможно мы решим согласно таких проектов. В 38 переходах запланирована установка камер на светофорах, на 9 уже установлены. На республиканском масштабе был проведен тендер, но из-за коррупционных схем, которые возникли в рамках проекта безопасный города. И пока приостановлено.

Вопрос от участников: «Насколько это выгодно взымать 1 сом за проезд от школьников?»

Кутманалы Абдрырахман уулу: Очень хороший вопрос, с микрорайона Ак-Тилек ездят школьники, если садятся 15 школьников они заполняют все места, и оплачивают 15 сомов, конечно это не выгодно. Мы внесли предложения в Городской Кенеш по повышению тарифов оплаты стоимостью 5 сомов.

Предложение от участницы: Раньше были проездные во время СССР. Моя дочка тоже учится в старших классах, может сделать удостоверения или проездные для школьников, которые они будут покупать за определенную сумму.

Мээрим Досмуратова: Были зеленые автобусы, приобретенные за счет китайских грантов, где они сейчас, была еще информация, что маршруток не будет, а будут автобусы.

Кутманалы Абдырахман уулу: В 2008 г были привезены эти автобусы, есть сложности с заменимостью и запчастями этих автобусов, поэтому они были сняты. По эксплуатации они не оправдали себя, поэтому мы их не ввели в эксплуатацию эти автобусы. 3-4 были сожжены, а остальные используются муниципальными учреждениями.  Новые автобусы будут приобретены согласно европейским стандартам. Мы работаем согласно 3 принципов: законность, если это не в рамках закона, то мы ничем не можем помочь, все должно быть в рамках закона. Я верю, что аудитория сидящая здесь которая уважает закон и требования будет нам помощью и поддержкой в нашей работе.

В завершении Городских Разговоров Айжан Токтовшева предложила внести свои идеи и предложения, которые мы сможем вынести на Урбан Форум. Основная цель УФ – идеи, которые можно применить на практике. Выходить из популизма и обвинений, на решения.

 

 

 

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *