Социальный капитал в развитии городов

Почему в одних обществах люди легко объединяются ради общей цели, а у других ничего не выходит?

IMG_7408

Социальный капитал – это взаимное доверие, чувство солидарности и ответственности за состояние общества и способность объединяться на добровольной основе для достижения совместными усилиями общих целей. Чтобы понять, почему в одних обществах люди легко объединяются ради общей цели, а у других ничего не выходит, экономисты и социологи придумали концепцию социального капитала, основанную на трех измеряемых показателях: интенсивности общения, доверии и ценностях общественной жизни.

О специфике «городского» социального капитала на форуме расскажет Александр Коробейников, эксперт по социально-экономическому картированию, занимающийся вопросами развития человеческого потенциала городов. Кандидат географических наук, директор по исследованиям компании Aventica. Он участвовал в разработке ряда региональных законов РФ и модельных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Неоднократно руководил работами по созданию концепций, страте­гий и программ социально-экономического развития Пермского края и отдельных муниципалитетов. Автор «Концепции социальной политики в городе Перми» (1994) и «Концепции социальной политики в Пермской области» (2001).

Социальный капитал — понятие, введенное Пьером Бурдьё в 1980 году для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. В концепции Пьера Бурдьё социальный капитал является исключительно групповым ресурсом. Ценность социального капитала заключается в возможности снижения транзакционных издержек, что в конечном счете приводит к увеличению прибыли организации.

Пример социального капитала привел в своей книге «Порознь или сообща: социальный капитал в развитии городов» Леонид Полищук:

В начале 2013 года российские СМИ облетела новость: предприниматели города Шарья (Костромская область) собственными силами и средствами восстановили пришедший в негодность мост между городскими районами на разных берегах реки Шарьинки. Когда обветшавший мост был признан ГИБДД аварийным и закрыт для движения, городские власти оценили его ремонт в 14 миллионов рублей и признались, что таких денег в бюджете нет. Представители местного бизнес-сообщества взяли ремонт на себя, предоставив необходимые средства, материалы и оборудование. Фактические издержки ремонта оказались при этом в 20 раза меньше оценки городской администрации.

Мосты и другие инфраструктурные объекты — типичные примеры общественных благ, без которых не могут существовать современные города. Создание общественных благ требует коллективных усилий, причем участники должны преодолеть соблазн «бесплатного проезда» — в случае моста вполне буквального, и руководствоваться не только личной, но и общественной выгодой. Они также должны уметь договариваться друг с другом и соблюдать достигнутые договоренности.

Примеры такой кооперации встречаются нечасто, и для нее должны быть серьезные основания, например, чрезвычайные ситуации. Ремонтируя вскладчину мост через Шарьинку, местные предприниматели действовали не только из чувства долга, но и от безысходности — если не взять дело в свои руки, то город останется без моста на долгие годы. Важную роль, разумеется, сыграло и то, что коммерсанты небольшого города хорошо знали и доверяли друг другу и сотрудничали в прошлом. Иными словами, в шарьинском бизнес-сообществе был накоплен значительный социальный капитал, определяемый как способность действовать сообща ради общей цели.

Узнайте больше о социальном капитале на дискусии «Социальный капитал и поддержка гражданских инициатив» 3го июля на конференции «Решения для города».

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *